Оформить заказ
Продолжить выбор
  • Отправить
  • Отправить
  • Забыли пароль?    Регистрация

    История появления керамической плитки.

    Керамическая плитка не является современным отделочным материалом, ее появление датируется III –II тысячелетием до нашей эры. Это один из немногих вариантов напольных покрытий не потерявшихся во времени, а постоянно совершенствующийся – меняются технологии, процесс изготовления и нанесения рисунка. Неизменным остается принцип – глина спрессовывается, покрывается рисунком, обжигается.
    Истоки
    Самыми первыми прообразами современного кафеля считаются мозаичные рисунки Междуречья – древней страны, располагавшейся на территории современного Ирана и северо-восточной части Сирии. Мозаикой в виде растений, животных, символов и людей украшались храмы и замки богатых граждан. Изначально для создания рисунков использовались ракушки, цветные камни, слоновая кость. Потом появились плитки небольшого размера с нанесенным рисунком, их особенностью являлось полноценное изображение на каждом образце.
    Позже, в Месопотамии II-го тысячелетия до н.э. храмы и дворцы стали отделывать глазурованным кирпичом. На одну сторону кирпича наносился рисунок, накрывался стеклом и подвергался воздействию высокой температуры – получалась глазурь. Толщина стекла превышала 1 см, что делало глазурь очень прочной. Наиболее популярными были голубые и бирюзовые цвета рисунков. Самым известным примером отделки глазурованным кирпичом, служат руины древнего Вавилона.
    Во времена правления в древней Персии царей династии Ахменидов (705-330 г до н.э.), появилась плитка аналогичная современной – размером 15х15см и толщиной в1см. Подобные образцы найдены при раскопках на территории древних иранских городов Суза и Персеполис. Стоимость такого отделочного материала была высокой, позволить его могли лишь отдельные категории населения.
    До VIII века древнеиранские государства были монополистами в изготовлении кафеля, наносимый рисунок от простых фигур, символизирующих солнце или другие небесные тела, изменился до очень сложных многоцветных узоров. Одна из известных технологий того времени носит название «Семь цветов» – элементы квадратной формы выкладываются рядом друг с другом, разными цветами наносится рисунок, далее заготовки обжигаются и укладываются в задуманном порядке.
    Развитие
    История кафеля в Европе начинается в Испании. С VIII века территория была завоевана маврами исповедующими мусульманство, свои мечети они украшали керамикой. После освободительной войны, технология изготовления стала доступна духовенству, которое долгое время сохраняло ее в секрете. Ремесленники опытным путем создавали аналоги, однако эти изделия очень сильно уступали по виду и качеству.
    Любое государство Европы и Азии достигало развития и прогресса, а завоевательные, исследовательские и коммерческие походы, позволяли распространить опыт и мастерство на большие территории. Факты использования керамической плитки для отделки церквей, дворцов правителей и богатых жителей, обнаружены в Греции, Египте, Турции, Испании и т.д. Различные культуры трансформировали и изменяли внешний вид плитки:
    • влияние мусульманства выражается в орнаментах, состоящих из мелких звезд или символов;
    • процветание Италии привело к повсеместному распространению майолики – плиток покрытых непрозрачной молочно-белой глазурью;
    • эпоха возрождения характеризуется кафелем с изображением религиозных и бытовых сюжетов;
    • керамика с синим изображением на белом фоне, появилась и получила огромную популярность в свое время, благодаря развитию мануфактурного производства в Голландии в XIV веке. Некоторые голландские фабрики, открытые в тот период, работают по сей день.
    В 19 веке появилось массовое производство, ручная работа заменилась автоматической, кафель перестал быть роскошью, и перешел из церквей и богатых зданий в дома простых людей.
    В России
    Нашу страну керамическая плитка пришла вместе с христианством. Церкви, возводимые по греческим технологиям, внутри, иногда и снаружи облицовывались плиточными панно, орнаментами и изображениями святых. Плитка производилась исключительно для нужд духовенства.
    Использование в русских климатических и условиях требовало изменения технологий, мастерами была создана поливная керамика. Принцип изготовления состоял в том, что эмаль плавилась в отдельной емкости и выливалась на раскаленную заготовку. До наших дней сохранились образцы разных цветов, квадратные и прямоугольные, размером от 13х13 до 70х70см.
    В 17 веке на Руси происходит подчинение церкви государству, секреты керамики становятся общедоступными, появляются многочисленные производители отделочных материалов, технологии и процессы усовершенствуются. По стране распространяется изразцовое творчество. Изразцы украшают печи, камины, колоны, стены и т.д. зданий, преподносятся в подарок, используются для создания икон.
    Петр I в попытке интегрироваться в европейское общество, приказывает купить лучшие образцы голландского кафеля и перенять технологию изготовления. Русский производитель изучил дельфтскуюроспись, упростил рисунок, уменьшил стоимость работ. Внешний вид такой отделки, значительно уступал предшествующим изразцам. Попытки отыскать древние технологии были прерваны гражданской войной и революцией.
    Коммунистическое производство основывается не на качестве и эстетике изделий, а на количестве и небольшой цене.
    Сегодня любой магазин Санкт-Петербурга может предложить огромный выбор керамической плитки из разных стран, различной стоимости и модификации. Это показывает, что кафельная плитка достойный отделочный материал, доказавший свою надежность, практичность и долговечность.